« Назад 16.11.2015 17:16 Камский автомобильный завод начал свою работу в 1976 году, однако еще за 10 лет до этого было принято решение о том, что в Советском Союзе нужен именно такой гигант, на котором будут производиться мощные большегрузные автомобили. Так, в 1966 году ЦК КПСС обозначила главную задачу – увеличить количество грузоподъемных машин отечественного производства, работающие на дизельном топливе. В 1968 году на Ярославском моторном заводе инициировали работы по проектировке дизельных двигателей мощностью 150-200 л. с. А в 1969 году Набережные Челны были выбраны в качестве наиболее удачного места для строительства Камского автомобильного батыра («богатыря»). С этого года и до 1976 года велись масштабные строительные работы, включающие в себя формирование разветвленной транспортной сети, создание заводских цехов, корпусов, а также возведение сопутствующих объектов, например, жилых зданий для рабочих и т. д. Проектирование будущих грузовиков выполнялось на различных предприятиях Советского Союза, например, на Одесском автосборочном заводе проектировали полуприцепы, в ГКБ Балашова – прицепы, на Ярославском моторном заводе - двигатели, как упоминалось выше. Кстати, кроме советских заводов, для оснащения КамАЗа использовалась и продукция иностранных компаний, таких как Komatsu, «Сикаст», Hitachi, Renault, «Морандо», «Холкрофт», «Буш», Fata, и другие. По задумке создателей, завод-богатырь должен был выпускать не только 150 тыс. грузовиков, но и 250 тыс. двигателей, которые могли бы устанавливаться и на эти машины, и на ЗИЛы, автобусы ЛАЗ и ЛиАЗ, «Уралы». Вначале были разработаны 10 вариантов мощных грузовиков, колесная пара была представлена 6х4 с грузоподъемностью 26 т, чтобы из них можно было формировать автопоезда, а также 6 моделей полноприводных машин. Испытания проводились на различных трассах – в Забайкалье, в Тюменской области, на трассах Углич—Рыбинск, Орел – Киев, на Дмитровском полигоне в Московской области и др. Знаменательная дата для КамАЗ – 16 февраля 1976 года, именно в этот день с конвейнера сошел первый грузовик. А уже на следующий год в октябре рапортовали о досрочном выполнении плана на выпуск 15 тыс. новых грузовиков. Далее промышленная мощность нарастала с геометрической прогрессией, с конвейера сошли:
В первые годы работы завода преобладали самосвалы с кузовом НефАЗ, они составляли 43% от общего объема выпускаемой продукции. 20% составляли седельные тягачи, а 27% - бортовые грузовики. 1981 стал годом, когда была спущена вторая очередь КамАЗа. В 1983 году стали выпускать трехосный грузовик КамАЗ-4310, его выгодно отличал полный привод. Немного позже были разработаны двухосные грузовики. В 1987 году мир увидел первую микролитражку легендарного завода, который строили всем Советским Союзом. Это была Ока-ВАЗ-1111. В тяжелое перестроечное время была попытка сотрудничать с компанией DAF. Она даже разработала особую конструкцию кабины, которая должна была устанавливаться на камазы. Однако этот опыт оказался не слишком удачным, поэтому развития это сотрудничество не получило. К 2000 году завод подошел с новым рекордом: в 1999 году был собран 1600000-й большегрузный автомобиль. Двигателей к этому моменту было выпущено больше 2 миллионов. Кстати, КамАЗ стал одним из первых акционерных предприятий в СССР, решение о создании ООО было принято еще в 1990 году. На границе тысячелетий начались разработки экологически безопасных двигателей. В 2002 году начался выпуск эффективных тракторов КТ-240К, пока это были опытные модели. Был опыт сотрудничества и с такими компаниями, как Zaenradfabric (производились коробки передач), Cummins (производились двигатели). На данный момент КамАЗ является производственным комплексом, в который входят 9 заводов, а также филиалы как в России, так и в Украине, Польше, Казахстане, Эфиопии. На данный момент он производит различные автомобили, соответствующие экологическим нормам «Евро-3». |