Аренда спецтехники

Ямобуры
Самосвалы
Автокраны
Экскаваторы

Подробнее...
Строительство

Земляные работы

Буронабивные сваи

Шпунтовое ограждение

Подробнее...
Обработка металла

Арматурные каркасы 

Сварочные работы

Подробнее...
Продажа материалов

Песок
Щебень
Труба стальная
Плиты дорожные

Подробнее...

Гениальные фундаменты и жизнь Антона Страуса

« Назад

10.08.2015 15:32

Даже специалисты-строители мало что вспомнят о жизни Антона Страуса, а вот его изобретение, которому в 2014 году исполняется 115 лет – буронабивные сваи, знают все. Сегодня их доля в отечественном строительстве составляет лишь 10% от общего объема свайных фундаментов, хотя это совершенно не отвечает запросам строительной индустрии. Для сравнения: в развитых капиталистических странах США, Франции, Англии, Японии, Германии доля буронабивных свай составляет 52% рынка, что намного превышает остальные показатели. Связано это с постоянно увеличивающимся объемом малоэтажного строительства и необходимостью застройки неудобных стройплощадок и площадок со стоящими на них сооружениями, когда не допускаются динамические воздействия. Подобная ситуация касается и нашей страны, отчего можно предположить, что сваи Страуса еще не исчерпали своих потенциальных возможностей. В первоначальном виде они уже не применяются, но на основе принципа, заложенного в них, было создано целое конструктивное семейство современных видов буронабивных свай.

Суть изобретения

На рубеже ХIХ-ХХ веков в Киеве разразился строительный бум. Город быстро разрастался, осваивая все новые территории, включая участки со сложными рельефами и слабыми грунтами, малопригодные для монументального строительства. Тем не менее, спрос на такие участки был очень велик в связи с дешевизной. Требованиями рынка и было продиктовано предложение горного инженера Антона Страуса. В 1899 году ему исполнился 41 год, за плечами уже лежал немалый профессиональной опыт, который и позволил реализовать эффективный новаторский прием устройства фундамента сооружений, возводимых на неподходящих площадках. Впервые прием был использован при строительстве здания управления Юго-Западной железной дороги. В 1909 году Страусом был получен патент на свое изобретение, суть которого состояла в следующем:

  • в месте необходимого расположения сваи бурится скважина до проектной отметки;
  • в скважину опускается обсадная труба, меньшим, чем у скважины диаметром;
  • в обсадную трубу подается бетонный раствор до ее заполнения на глубину 1 м;
  • бетон в скважине трамбуется с постепенным поднятием обсадной трубы до уровня ее заполнения в 30-40 см;
  • процесс заполнения трубы бетоном повторяется до конечной точки ее полного извлечения из грунта.

Во время формирования сваи, за счет разницы диаметра скважины и обсадной трубы, образуется столб из бетонной смеси неровной поверхности, который заполнит весь объем скважины, в том числе зазор между стенкой скважины и обсадной трубы. Некоторая часть бетонного раствора и цементного молока проникает в грунт, дополнительно цементируя его и повышая прочность. Для большей надежности сваи армируют, устанавливая в еще свежий бетон на глубину до 2 м металлические стержни, которые позже будут связаны с ростверком.

Несомненными преимуществами свай Страуса являются возможности применить метод в стесненных условиях неудобных или застроенных площадок, изготовить сваи любой необходимой длины, использовать для усиления существующих фундаментов из-за отсутствия значительных динамических воздействий при применении методики.

Вехи жизни изобретателя

Несмотря на изобретение метода устройства фундаментов, которым до сих пор пользуются строители стран и континентов, о жизни Антона Эмильевича Страуса известно крайне мало. Так, даже даты его жизни точно неизвестны: источники сообщают, что будущий изобретатель родился в 1858 году в украинском городе Каменка Черкасской области, а по поводу смерти лишь констатируют, что «судьба А.Э.Страуса после Октябрьской революции 1917 года неизвестна».

Зато доподлинно известно, что Антон Страус родился в семье потомственного врача Эмиля Кристиана Дитриха Страуса, доктора медицины, за заслуги перед отечеством в Крымской и Кавказской войнах награжденного императорским орденом святой Анны 3 степени и Фанни Визель – дочери Бернхарда Лоренца Визеля, служившего врачом при департаменте Государственных имуществ Полтавской губернии. Заслуги Страуса-отца были высоко оценены императором, ему было пожаловано потомственное дворянство, а сын Антон Страус дослужился до титула действительного статского советника, что соответствует высокому IV классу Табели о рангах.

Род Визелей, откуда происходила мать изобретателя, обосновался в России в начале XIX века, когда молодой Бернхард Лоренц Визель, будущий отец Фанни, перебрался из отчего дома в Богемии в Кременчуг Полтавской губернии России.

Известно, что у Антона Страуса был родной брат Оскар (родился в 1856 году, дата смерти неизвестна) – электротехник и предприниматель, написавший о своем товарище по Петербургскому университету небольшую брошюру «Памяти А.С.Попова», издатель Календаря-справочника электрика, основатель компании «Савицкий и Страус», в мае 1890 года заключивший договор с Думой на устройство первой в истории Киева системы централизованного освещения, акционер табачной фабрики, порохового и кабельного заводов в Киеве и лесопилки в Чернигове.

Предположительно братья были женаты: Антон на Софье Эмильевне, а Оскар – на Эмилии Михайловне Островской, по традиции взявших в замужестве фамилии супругов. К фотографии, приложенной в качестве иллюстрации к статье Визель А. О. в иллюстрированном литературно-художественном журнале «Казань» № 9-12 за 1996 год «Свет жизни предков. Из письма брату» есть соответствующая подпись-указание автора.

Надо сказать, что имя Антона Страуса неразрывно связано с именем Владислава Городецкого – своеобразного киевского Гауди, чьи творения украшают улицы города и в обязательном порядке входят с самые популярные туристические маршруты. Они почти ровесники с разницей в 3 года. Оба «иностранцы» - поляк и австро-немец, хотя внесли громкую славу в российскую историю. Их отцы участвовали в Крымской войне, один – храбрым уланом, другой – военным врачом и были награждены медалью и орденом. Родившись на российской окраине, оба заканчивают реальные училища и продолжают образование в Санкт-Петербурге (Владислав – в Императорской академии Художеств, Антон – в Горном институте), оканчивая их почти одновременно с разницей в 2 года. На протяжении многих лет они работают вместе, помогая честолюбивым планам друг друга – многие проекты одного так и остались бы на бумаге, не будь инженерного таланта другого. Но до пика популярности и профессиональной известности партнеров были годы, за которые Антон Страус:

1892 год окончил Горный институт в Санкт-Петербурге, был откомандирован в распоряжение Главного горного управления и зачислен на машиностроительный и чугуноплавильный завод инженера-технолога Термена.

1897 год в путеводителе по Киеву за 1987 год имеется реклама конторы Антона Страуса: «Бурение артезианских скважин и устройство колодцев, поиск полезных ископаемых, укрепление почв бетонными сваями», которая располагалась по адресу г. Киев, ул. Б. Владимирская, 26.

1897—1898 годы по поручению Киевского коммерческого банка совместно с известным французским горным инженером Жоржем де Кателен занимается углубленным исследованием Экибастузского угольного месторождения, что говорит о признанном высоком профессионализме Страуса.

1899 год Страусом впервые применена технология буронабивных свай на строительстве зданий управления российской Юго-Западной железной дороги в Киеве.

1900-е годы плодотворное сотрудничество с Владиславом Городецким, участие в строительстве караимской кенассы (молельня общины караимов, небольшой народности, проповедующей ветвь иудаизма), доходного дома Городецкого (т.н. «Дом с химерами»), костела Святого Николая. Сложная география площадки (близость русла речки Лыбедь и неустойчивые грунты участка) побудила архитектора пригласить Антона Страуса и воспользоваться его новаторскими инженерными технологиями по устройству фундаментов. По завершению строительства и освещения костела в 1909 году к его создателям пришла громкая слава. Храм, главный фасад которого увенчан двумя башнями высотой 62 метра, до сих пор является архитектурной жемчужиной Киева. В 1903 году Антон Страус поступает в распоряжение Киевского, Подольского и Волынского генерала-губернатора. Ему 45 лет, он профессионально востребован, завален высокооплачиваемыми заказами, к нему пришли известность и финансовое благополучие. В эти годы Антона Страус увлекается дорогим хобби – яхтингом, приобретает собственную дачу в лесном массиве Святошино, где близко соседствует со многими известными людьми и состоятельной киевской элитой: экс-мэром Василием Проценко, содержателем цирка Петром Крутиковым, сахарозаводчиком Александром Терещенко, колбасным фабрикантом Карлом Бульоном, профессорами университета, железнодорожным начальством и другими общественными тузами того времени.

1909 год получен американский патент номер 922,207 на изобретение метода устройства фундамента с помощью буронабивных свай. В этом же году Антон Страус становится командором киевского яхт-клуба. По уставу клуба ежегодный членский взнос составлял 25 рублей, а член клуба обязан владеть парусным судном, каковое Страус имел в наличии.

1911 год в адрес-календаре за 1911 год имеется запись, что Антон Страус числится в должности директора правления Акционерного общества «Южно-Русский пороховой завод», располагающееся по адресу г. Киев, ул. Большая Подвальная, 8. За этот же год имеются сведения, что А.Э.Страус в чине коллежского советника состоит в ведомстве генерал-губернатора Ф.Ф.Трепова.

1915 год последняя официальная запись об Антоне Эмильевиче Страус в связи с мероприятиями проводимыми яхт-клубом. В то время ему было 57 лет.

Сегодня в любом строительном справочнике или энциклопедии есть упоминание о «сваях Страуса», и остается сожалеть, что лишь так пунктирно можно восстановить жизнь великого изобретателя.

Буронабивные сваи