« Назад 10.08.2015 15:32 Даже специалисты-строители мало что вспомнят о жизни Антона Страуса, а вот его изобретение, которому в 2014 году исполняется 115 лет – буронабивные сваи, знают все. Сегодня их доля в отечественном строительстве составляет лишь 10% от общего объема свайных фундаментов, хотя это совершенно не отвечает запросам строительной индустрии. Для сравнения: в развитых капиталистических странах США, Франции, Англии, Японии, Германии доля буронабивных свай составляет 52% рынка, что намного превышает остальные показатели. Связано это с постоянно увеличивающимся объемом малоэтажного строительства и необходимостью застройки неудобных стройплощадок и площадок со стоящими на них сооружениями, когда не допускаются динамические воздействия. Подобная ситуация касается и нашей страны, отчего можно предположить, что сваи Страуса еще не исчерпали своих потенциальных возможностей. В первоначальном виде они уже не применяются, но на основе принципа, заложенного в них, было создано целое конструктивное семейство современных видов буронабивных свай. Суть изобретенияНа рубеже ХIХ-ХХ веков в Киеве разразился строительный бум. Город быстро разрастался, осваивая все новые территории, включая участки со сложными рельефами и слабыми грунтами, малопригодные для монументального строительства. Тем не менее, спрос на такие участки был очень велик в связи с дешевизной. Требованиями рынка и было продиктовано предложение горного инженера Антона Страуса. В 1899 году ему исполнился 41 год, за плечами уже лежал немалый профессиональной опыт, который и позволил реализовать эффективный новаторский прием устройства фундамента сооружений, возводимых на неподходящих площадках. Впервые прием был использован при строительстве здания управления Юго-Западной железной дороги. В 1909 году Страусом был получен патент на свое изобретение, суть которого состояла в следующем:
Во время формирования сваи, за счет разницы диаметра скважины и обсадной трубы, образуется столб из бетонной смеси неровной поверхности, который заполнит весь объем скважины, в том числе зазор между стенкой скважины и обсадной трубы. Некоторая часть бетонного раствора и цементного молока проникает в грунт, дополнительно цементируя его и повышая прочность. Для большей надежности сваи армируют, устанавливая в еще свежий бетон на глубину до 2 м металлические стержни, которые позже будут связаны с ростверком. Несомненными преимуществами свай Страуса являются возможности применить метод в стесненных условиях неудобных или застроенных площадок, изготовить сваи любой необходимой длины, использовать для усиления существующих фундаментов из-за отсутствия значительных динамических воздействий при применении методики. Вехи жизни изобретателяНесмотря на изобретение метода устройства фундаментов, которым до сих пор пользуются строители стран и континентов, о жизни Антона Эмильевича Страуса известно крайне мало. Так, даже даты его жизни точно неизвестны: источники сообщают, что будущий изобретатель родился в 1858 году в украинском городе Каменка Черкасской области, а по поводу смерти лишь констатируют, что «судьба А.Э.Страуса после Октябрьской революции 1917 года неизвестна». Зато доподлинно известно, что Антон Страус родился в семье потомственного врача Эмиля Кристиана Дитриха Страуса, доктора медицины, за заслуги перед отечеством в Крымской и Кавказской войнах награжденного императорским орденом святой Анны 3 степени и Фанни Визель – дочери Бернхарда Лоренца Визеля, служившего врачом при департаменте Государственных имуществ Полтавской губернии. Заслуги Страуса-отца были высоко оценены императором, ему было пожаловано потомственное дворянство, а сын Антон Страус дослужился до титула действительного статского советника, что соответствует высокому IV классу Табели о рангах. Род Визелей, откуда происходила мать изобретателя, обосновался в России в начале XIX века, когда молодой Бернхард Лоренц Визель, будущий отец Фанни, перебрался из отчего дома в Богемии в Кременчуг Полтавской губернии России. Известно, что у Антона Страуса был родной брат Оскар (родился в 1856 году, дата смерти неизвестна) – электротехник и предприниматель, написавший о своем товарище по Петербургскому университету небольшую брошюру «Памяти А.С.Попова», издатель Календаря-справочника электрика, основатель компании «Савицкий и Страус», в мае 1890 года заключивший договор с Думой на устройство первой в истории Киева системы централизованного освещения, акционер табачной фабрики, порохового и кабельного заводов в Киеве и лесопилки в Чернигове. Предположительно братья были женаты: Антон на Софье Эмильевне, а Оскар – на Эмилии Михайловне Островской, по традиции взявших в замужестве фамилии супругов. К фотографии, приложенной в качестве иллюстрации к статье Визель А. О. в иллюстрированном литературно-художественном журнале «Казань» № 9-12 за 1996 год «Свет жизни предков. Из письма брату» есть соответствующая подпись-указание автора. Надо сказать, что имя Антона Страуса неразрывно связано с именем Владислава Городецкого – своеобразного киевского Гауди, чьи творения украшают улицы города и в обязательном порядке входят с самые популярные туристические маршруты. Они почти ровесники с разницей в 3 года. Оба «иностранцы» - поляк и австро-немец, хотя внесли громкую славу в российскую историю. Их отцы участвовали в Крымской войне, один – храбрым уланом, другой – военным врачом и были награждены медалью и орденом. Родившись на российской окраине, оба заканчивают реальные училища и продолжают образование в Санкт-Петербурге (Владислав – в Императорской академии Художеств, Антон – в Горном институте), оканчивая их почти одновременно с разницей в 2 года. На протяжении многих лет они работают вместе, помогая честолюбивым планам друг друга – многие проекты одного так и остались бы на бумаге, не будь инженерного таланта другого. Но до пика популярности и профессиональной известности партнеров были годы, за которые Антон Страус: 1892 год окончил Горный институт в Санкт-Петербурге, был откомандирован в распоряжение Главного горного управления и зачислен на машиностроительный и чугуноплавильный завод инженера-технолога Термена. 1897 год в путеводителе по Киеву за 1987 год имеется реклама конторы Антона Страуса: «Бурение артезианских скважин и устройство колодцев, поиск полезных ископаемых, укрепление почв бетонными сваями», которая располагалась по адресу г. Киев, ул. Б. Владимирская, 26. 1897—1898 годы по поручению Киевского коммерческого банка совместно с известным французским горным инженером Жоржем де Кателен занимается углубленным исследованием Экибастузского угольного месторождения, что говорит о признанном высоком профессионализме Страуса. 1899 год Страусом впервые применена технология буронабивных свай на строительстве зданий управления российской Юго-Западной железной дороги в Киеве. 1900-е годы плодотворное сотрудничество с Владиславом Городецким, участие в строительстве караимской кенассы (молельня общины караимов, небольшой народности, проповедующей ветвь иудаизма), доходного дома Городецкого (т.н. «Дом с химерами»), костела Святого Николая. Сложная география площадки (близость русла речки Лыбедь и неустойчивые грунты участка) побудила архитектора пригласить Антона Страуса и воспользоваться его новаторскими инженерными технологиями по устройству фундаментов. По завершению строительства и освещения костела в 1909 году к его создателям пришла громкая слава. Храм, главный фасад которого увенчан двумя башнями высотой 62 метра, до сих пор является архитектурной жемчужиной Киева. В 1903 году Антон Страус поступает в распоряжение Киевского, Подольского и Волынского генерала-губернатора. Ему 45 лет, он профессионально востребован, завален высокооплачиваемыми заказами, к нему пришли известность и финансовое благополучие. В эти годы Антона Страус увлекается дорогим хобби – яхтингом, приобретает собственную дачу в лесном массиве Святошино, где близко соседствует со многими известными людьми и состоятельной киевской элитой: экс-мэром Василием Проценко, содержателем цирка Петром Крутиковым, сахарозаводчиком Александром Терещенко, колбасным фабрикантом Карлом Бульоном, профессорами университета, железнодорожным начальством и другими общественными тузами того времени. 1909 год получен американский патент номер 922,207 на изобретение метода устройства фундамента с помощью буронабивных свай. В этом же году Антон Страус становится командором киевского яхт-клуба. По уставу клуба ежегодный членский взнос составлял 25 рублей, а член клуба обязан владеть парусным судном, каковое Страус имел в наличии. 1911 год в адрес-календаре за 1911 год имеется запись, что Антон Страус числится в должности директора правления Акционерного общества «Южно-Русский пороховой завод», располагающееся по адресу г. Киев, ул. Большая Подвальная, 8. За этот же год имеются сведения, что А.Э.Страус в чине коллежского советника состоит в ведомстве генерал-губернатора Ф.Ф.Трепова. 1915 год последняя официальная запись об Антоне Эмильевиче Страус в связи с мероприятиями проводимыми яхт-клубом. В то время ему было 57 лет. Сегодня в любом строительном справочнике или энциклопедии есть упоминание о «сваях Страуса», и остается сожалеть, что лишь так пунктирно можно восстановить жизнь великого изобретателя. |